15:32 

День 4. О поездке в Коману, портрете и обеде.

Продолжаю запоздалый отчет о весенней поездке 2017. После Энисалы было заселение в столь нелюбимый народом «Элизеу», прогулка по старому Бухаресту. И я не утерпела, съездила в полюбившийся осенью парк Извор и пешком прошлась до исторического центра города по улицам Франчеза и Липскани, как делала это осенью. Времени прошло мало, и мне снова кажется, что я и не уезжала вовсе.
В «Элизеу» я заселилась прямо напротив того окна, где мы жили с Аней и Верой. Снова в сумке лежал вышитый портрет. Погода портиться не собиралась, окна можно было не закрывать, так было тепло, и несмотря на близость ж.д. вокзала в сирени щелкал на все лады соловей. Вот она прелесть весны-кругом все распускается, цветет сирень, розы, листья молодые и даже не пыльные, а в ветровке не жарко.


Про сам портрет. Это был очередной мой заказ. Как и прошлые. Всего портретов было пять.))) Из них три мои, один у Вука. И три из них в Москве, а два теперь в Румынии, в монастырях. Такая вот математическая задача. Причем, все они вышивались по различным схемам и довольно сильно отличаются по цветам и «рисунку» схемы. А два из них копируют изображение оригинала-т.е. там видны и рукава кафтана… Никто не знает, последний ли «последний» портрет… Скорее всего да. Но пока вернусь в прошлое. В 2012 году мы отвезли первый портрет в Снагов. Я замирала от страха, что его не возьмут по каким-то неведомым причинам. Но его взяли и поставили на пол, возле музейного стенда. Я конечно желала бы места повыше, но что делать… Портрет стал экспонатом. Тогда же появилась идея сделать портрет и для Команы. А вот я приехала в Коману с портретом, и не могу сказать, что я не волновалась.
Вообще, румынские монахи здорово отличаются от российских. Они больше похожи на тех, кто пришел в монастырь поработать, продолжая жить в миру. Я была и на Соловках и на Валдае… там тоже все работают, но как-то иначе… уйдя в себя, опустив глаза долу. Монахов запрещали фотографировать, заговаривать с ними… Тут верно играет свою роль и менталитет. Только у румын я видела смеющихся святых и Богородицу на крестьянских иконах 15-16 века. Христа на кресте с довольным выражением лица. Психология живописца понятна-улыбающийся святой-добрее и терпимее к грехам людей. Но вот для меня это странно.
Создание последней же вышивки шло с мучительным трудом и совсем при других обстоятельствах, чем первый. Когда она была выполнена, то оказалось, что из Донецка нет возможности переправить картину в Москву. Автобусы пустили буквально за неделю до моего отъезда. А мне нужно было постирать холст, высушить и оформить его в рамку! Срочно! И это все было, как страшный сон-успею-не успею. Багетных мастерских, которые берут срочные заказы(3 дня) и сами делают-не так много, причем, чтобы было все в доступном расстоянии от меня и график работы позволял забрать работу. И вот всё сложилось!
Портрет не помещался ни в один пакет целиком. И нести его было очень неудобно, чтобы не ударить и не поцарапать рамку. Рано утром я стояла на остановке маршрутных такси до аэропорта и маялась от неизвестности. Какой прием ждет меня и портрет. Могло быть всё, что угодно. После тех раскопок.
Теперь для меня разрушенные фундаменты и стены прежних построек после Тыргшора(монастырь Турну) стали вещью привычной, но тогда в 2015 я не была к этому готова. И вела себя соответственно. Безобразно. О моих нескольких поездках на команские раскопки можно было бы написать отдельный пост, тем более, что у археологической истории появился недавно финал. А в 2015 году я слышала слова батюшки Михаила о памятнике Владу на месте бывшей церкви (Ира переводила, как он оправдывался перед профессором ), но в 2016году на памятник не было и намека. Я тогда была на территории монастыря одна и, увидев батюшку, лишь мрачно ему кивнула и поздоровалась по-русски. Тот покладисто откликнулся: «Господь благословит!», но разговаривать с ним, и что-либо спрашивать у меня не было желания, как и в 2015 году. Всё было понятно и так. Даже скромную табличку с изображением Влада сняли с ворот монастыря. Исчез и плакатик с гипотезой профессора Резачевичи о возможном захоронении. А что я хотела? Ремонт закончен. Костницу из черепов солдат 1 Мировой войны они соорудили, хоть и не с первого раза. Какой еще основатель монастыря? Я была очень сердита. Если бы я не слышала всяких обещаний(про тот же памятник), но я их слышала! Но после(уже в Москве) рассудила так. Настоятели меняются, а монастырь остается. И основатель его все равно Влад. И в монастыре должно быть его хорошее изображение. Потому что то изображение, которое я видела внутри главного здания, не выдерживало никакой критики.


И вот я еду в Коману.
Человек на сиденье рядом просто извелся, пытаясь понять, но не решаясь спросить, ЧТО за картина у меня в пакете.)) Так его беспокоил кусок рамки под прозрачным пакетом, как и то, что я иностранка. Потому что я уточнила у водителя на своем примитивном английском, когда садилась, доеду ли до монастыря.


И вот передо мной печально-известная выбеленная стена монастыря, звонница, крытая черепицей над воротами, разровненная площадка с посаженной травкой. Всё это под ослепительно ярким южным утренним небом, и непривычная тишина. И отсутствие людей. Честно говоря, мне было страшновато. Если Михаила в монастыре нет, мне будет очень сложно объяснить монахам, чего я хочу. Хотя я заготовила текст(пояснительную записку) на листе бумаги и там же несколько распечатанных фотографий, не надеясь на свои способности. А незадолго до поездки я напросилась к нему во «френды» в фейсбуке. И вот сейчас снова я чувствовала дикую неловкость, как в Снагове в 2012 году, когда мы возили портрет туда. Но тогда нас было трое, а сейчас я одна. Нагруженная кладью, словно я с вокзала и приехала «навечно поселиться». А если мне откажут и не возьмут портрет??? Маловероятно, но а вдруг. Страшно. Тогда я оставлю его в церкви. И пусть разбираются, как хотят. В предыдущие мои визиты к новоприбывшим посетителям хоть кто-то да выходил. Я постояла немного. На улице не было ни души. Зашла в церковь. Какой-то пожилой дядька в рясе рассказывал туристам о достопримечательностях монастыря. Нет, мне этого не надо-их достопримечательностей. И пока оставлять портрет было нельзя. Медленно обошла церковь кругом, заглянула в ящичек с надписью Морти и поставила свечу. Да уж. Приехала.


Больше ни о чем подумать не успела. С крыльца мне навстречу сбежал наш знакомый батюшка-Михаил. Какая удача! Я поздоровалась и постаралась вспомнить, что в школе по английскому все ж имела пятерку.
-Не могли бы Вы уделить мне немного времени? Я…
-Я Вас знаю, Вы приезжали в прошлом году!
Такого я не ожидала. Засияв, как прожектор, я совсем не в тему выдала:
-А у Вас есть страничка в фейсбуке!
-Да!(это было скромно, но с таким удовольствием сказано).
-А я у Вас в друзьях.
Он кивнул и заулыбался. Я вытащила бумажку с «речью». О том, как мы приезжали сюда в 2012 и в последующие годы, о подаренном портрете в Снагов, который стоит там на полу. Он прочитал, кивнул.
-И я хочу подарить такой же портрет Вашему монастырю.
(Я вытащила картину из пакета и протянула. Эффект был потрясающий. Я уже видела это в Снагове. Когда тамошний отец Вараксий срочно искал хоть кого-нибудь, чтобы поделиться нахлынувшими эмоциями. Тут было нечто схожее. Он схватил картину и заоглядывался по сторонам. Недалеко от церкви он увидел пожилого монаха, разговаривающего с рабочими, и окликнул его, быстро поясняя ситуацию. Потом Михаил поманил меня за собой в здание. Я там была уже пару раз и как-то замялась-миссия-то была выполнена. Но меня позвал и его пожилой коллега, и я снова оказалась в их покоях. Вначале мы прошли в комнату на 1 этаже. И я рассказала историю создания вышивки. Начиная с оригинального портрета из Амбраса, мол как плохо, что нельзя выкупить картину. И затем, рассказав о нескольких вышитых Светой портретах. И о том, что Света живет в Донецке, а присланные картины пахли гарью. Михаил все понял. «Это где идет война?» Я кивнула. Потом смущаясь, но зная, что это возможно попросить, спросила:
-Вы не могли бы записать её в постоянный список поминовения «О здравии»?
Михаил утвердительно кивнул и велел своему спутнику(которому переводил мои слова на румынский) записать её имя на бумаге. Потом сказал: «Я забыл Ваше имя.»(В фейсбуке у меня никнейм). Я сказала. И тоже попала в список.

Потом не в силах сдержать желание похвастаться, достала свою вышивку, которая путешествовала со мной, свернутая в трубочку(«на удачу»), но строго сказала, разворачивая полотно, что ЭТО МОЁ, для меня! Чтобы он не подумал, что и это тоже для монастыря! Странная первая реакция, Ира сделала то же-перевернула и посмотрела изнанку.) Мол не машинная ли это работа. НЕТ! Ручная. И снова последовал шквал возгласов восторга.

Я достала распечатанную фотографию Светы и спросила-не может ли Михаил, раз такое дело, написать ей несколько слов лично, а я перешлю. Он старательно написал письмо по-английски и для пущей важности поставил монастырскую печать с изображением Николая Чудотворца. (Содержание этого довольно пространного письма все заинтересованные люди читали, я его скан не привожу.)
Потом мы поднялись на 2 этаж. В уже знакомую мне Тронную залу. Михаил огляделся, пристраивая картину на стену. Я спросила разрешения сделать снимок, он кивнул. Я щелкнула пару раз фотоаппаратом. Оба монаха были ужасно довольны.

Но я задерживаться не хотела и засобиралась. Михаил проводил меня до крыльца и сообщил:
М.-В час дня у нас обед. Вы пока немного погуляйте и приходите обедать.
Я- Но у меня автобус в 13.20.
М.-Вот пообедаете и поедете.
Это не подлежало обсуждению. Потом он довел меня до ворот, и мы раскланялись до часу дня. Буквально.
Я спустилась к реке. Я выполнила то, что задумала, и мне больше ничего не хотелось(например идти к источнику). На реке были построены специальные помосты, выдвинутые до её середины, с лавочками. Было странное блаженное оцепенение- устроившись на лавке, положив подбородок и локти на перила, смотреть на быстрое течение неглубокой речушки-дно было хорошо видно в прозрачной воде, на самолеты в голубом небе, стройный ряд тополей вдоль дороги и за ними открывающийся простор болот, сменяющийся где-то далеко у горизонта яркими полями люцерны. И кругом была полная тишина. Нигде ни звука, кроме пересвиста птиц и шелеста листьев. Солнце грело еще по-весеннему, не припекая. И так можно было бы просидеть много часов, не испытывая ни малейшего желания что-либо менять.



(Кресты давно не связаны с могилами. Их регулярно перемещают, чисто декоративно, они, как садовые фигуры у дачников-как всякие грибы и гномы. Мда уж.)



Костница-вид со стороны.)


Но идти было надо. Однажды я уже обедала в Комане. Я была с Ирой и кормил нас отец Георгий. С интересом наблюдая, как мы едим чорбу и пюре с обжаренными в луке помидорами.


Но сейчас я была одна. Про то, что меня позвали обедать, никто более не слышал. И как заявиться внутрь(я знала, где у них трапезная), если Михаил будет не на улице. Но меня увидел тот пожилой монах и пригласил следовать за собой. Собрались все насельники монастыря, последним пришел Михаил, и все стали дружно читать молитву перед трапезой. На столе уже стояли тарелки, чаши с чорбой, хлеб, выпечка, какая-то каша и блюда с подозрительной вяленой рыбой-похожей на вяленого леща, но много крупнее. Знакомый мне отец Георгий снова не сидел за столом, а в углу комнаты у двери(странная должность). Я, ужасно смущаясь и уткнувшись подбородком в шарф(опустив глаза долу) крестилась вместе со всеми. До того, как все сели, снова прозвучала история про портрет, про вышивальщицу с Донбасса. Михаил подал знак отцу Георгию, и тот побежал наверх и принес картину, для всеобщего обзора. Снова все заахали(я была готова провалиться от смущения). И наконец все сели обедать.
И вот я иду на остановку, меня провожают Михаил и пожилой монах, Михаил говорит, что хочет мне сделать подарок, я заверяю, что мне ничего не нужно, прошу разрешения их еще раз сфотографировать. И выхожу за ворота. Остановка рядом. Сижу в ожидании, как вдруг на дорогу выбегают мои провожающие с огромным пакетом. Очень довольные-успели! ) Михаил протягивает мне пакет-чего там только нет! Вино, варенье, соленья, ладан, открытки, освященное масло, кусочки мыла на травах- всё то, производством чего занимается их обитель. Пакет в пакете-ручки с трудом выдерживают! Я в тихом офигении… КАК мне это всё с собой возить-то!? Только начало поездки. А употребить нет возможности, это принадлежит не мне-я это все переслала в Донецк по возвращении.
Пожилой монах размашисто крестит меня на прощание, а Михаил мнется… Потом, после раздумий, крестит только мой лоб. Монахи снова кланяются и уходят.
Потом в переписке на фейсбуке я узнаю, что день памяти Влада монастырь отмечает 20 декабря, и проходит поминальная служба, на которой собираются жители деревни. И к этому дню у вышитой картины мою скромную рамку заменили на солидный оклад с паспарту, и торжественно ставили портрет в храме перед прихожанами. В свободное же от службы время, потрет висит в «тронной» зале. На стене.



Еще снимки в комментраии.

@темы: Румыния, Путешествия, Влад Цепеш Дракула

21:32 

20 декабря. День памяти.

20 декабря в монастыре Комана ежегодно поминают Влада.


В церкви, а после у источника. У того, который «заплакал кровавыми слезами», когда князя убили.


В этом году у них прошло немного иначе.) Михаил написал, что я могу увидеть «что они сделали» и дал ссылку, где я скачала видео и фотографии. Портрет облекли в богатую раму, это очень приятно. Я еще до 20 числа пыталась выяснить, что за службу служат. Панихида. Что-то подробнее изложу позже.

ВИДЕО ЗДЕСЬ.

запись создана: 21.12.2017 в 00:22

@темы: Румыния, Влад Цепеш Дракула

17:47 

Это не Влад! )


Помните этот портрет? Его привезла одна девушка, сфотографировав в книге(каталоге) на выставке в Румынии в 2010 году. Выставка была посвящена Владу Цепешу, но сама гравюра в экспозиции представлена не была. Даже в виде копии. А почему? Эта гравюра занимала мое воображение еще и потому, что в книге, где были собраны все портреты(увы, у меня ее нет, Ира не смогла раздобыть вторую. Пока...) этой гравюры тоже нет.
А еще мне было очень интересно, что если это Влад, то кому потребовалось РАЗМНОЖАТЬ его свадебный портрет? И кому его рассылать??? При той негативной пиар-акции, затеянной венгерским королем. Памфлеты и последующий брак Влада с кузиной как-то противоречили друг другу. И вот еще и эта гравюра. КОМУ и ЗАЧЕМ она была нужна? Уж явно не самому жениху, судя по несчастному виду(венок свадебный более похож на терновый). Родственникам невесты? А то они были не в курсе. И для таких(для себя и для родственников) целей рисовались нормальные парные портреты.

Например, как свадебный портрет Ладислава Постума.
Далее. Один из томов Корпуса будет содержать информацию о портретах
И я задала вопрос Катерине, что думают издатели об этом изображении. Адриан еще ничего не думал(немец не успел), но я продолжала наседать на Катю со своими версиями. Она написала в музей Базеля письмо. И первый ответ оттуда нас огорошил:"Нет такого изображения". Номер из каталога был написан неверно. Я уже закручинилась от перспектив тащиться в Базель(для выяснения, куда дели картину) ночным поездом из Будапешта, как спустя какое-то время пришло еще одно письмо. Итак, что мы имеем:
Brustbild eines bekränzten Mannes mit langen Locken". The drawing was made by Anonymous, Upper Rhine (Alsace), around 1470-80.
"Поясной портрет мужчины с длинными кудрями, чья голова украшена венком"., портрет выполнен неизвестным художником, верхний Рейн, Эльзас.
период приблизительно 1470-80.
Потом стали перебирать гравюры из виртуальной коллекции музея и нашли еще одну работу этого автора!!!
Потрясающее сходство стилей!
Anonym, Oberrhein (Elsass), um 1470-80
Brustbild eines bärtigen Mannes, nach links, um 1470/80
Feder in Schwarz
Blatt: 18.7 x 14.3 cm
Kunstmuseum Basel, Kupferstichkabinett, Amerbach-Kabinett
Inv. U.VIII.80
Вот они оба! И это не Влад(который в венке), а другой неизвестный нам мужчина, собирающийся жениться в весьма немолодом возрасте. Меня смущал крайне измученный и несчастливый вид жениха. Я полагала, что это от долгого пребывания в тюрьме. Но поскольку же мастер рисовал в одном ключе, то несчастный вид у него имел не только "жених".) Смотрим. Особенно схожи глаза и нахмуренные брови-как один трафарет почти.

Это же возможно еще одна работа того же автора(очень похож стиль), но у мастера есть монограмма B&G, хотя он работал в те же 1470-1490 гг."


Как итог. Румыны оказались очень предприимчивы и устроили господарю пиар-акцию. Жаль, что реальным князем интересуется малое число людей, и это все прошло мимо(даже на форуме изображение исчезло-истек срок хранения). Второе-допустить, что это все ж Влад-можно, но очень сомнительно. Нужны серьезные аргументы и доказательства. Что это не богатый торговец(допустим), заказавший свой портрет художнику.))

@темы: Западная Европа, Графика, Влад Цепеш Дракула, 15 век

19:09 

Vila Şuţu.Констанца.

Я покопалась в сети и нашла немного фотографий того стилизованного "турецкого" особняка. Называется это строение Vila Şuţu. И о ней и ее обитателях можно почитать здесь. Здесь много дивных снимков!!!! constanta-imagini-vechi.blogspot.ru/2011/09/sut...
Итак, начнем экскурсию.)) Это, то, что увидела я и что там видели другие. В сумерках этот дом был вполне романтичен и зловещ... И вполне подошел бы для съемок Великолепного века(как дача Ибрагима и Хатидже )))-ну это я так.))) Улыбнулась.)


Загадочный подземный ход-действительно вход. На территорию виллы с моря.


Винтовая лесница. И с балкона видно вот так.



Исторические открытки. На них видно, что море подступало к самому "подземному ходу". Очень удобно. Теперь, когда до моря не менее 200 метров, этот выход на пляж своё назначение утратил.
Попытаемся теперь "зайти" со двора. Я снимала только из-за забора. Но кое-что нашла в сети.

"Обойдем вокруг". Запустение. И вряд ли бы меня туда пустили.

Тогда "пооткрываем" многочисленные двери. Почти, как виртуальный квест про дома с привидениями.

Парадный вход. Лестница.

Спуск в темноту-это в подвалы. А мы наверх.



Снимков внутри крайне мало. Допустим, что нас поймала охрана и выпроваживают по "черной" леснице, по стоптанным ступенькам во двор.





00:13 

Румыния. Апрель 2017. Констанца-Энисала.

Вступление.)))
Давно собиралась написать о поездке, но были проблемы со временем. И я даже не успела разобрать снимки, вот только начала.
Вернувшись в сентябре(поездка выпала на 14-27 сентября) крайне расстроенная увиденным в Комане и Тыргшоре, я полагала, что эти странички закрыты для меня. Монастыри прикрывались своей историчностью и именем ВЦ для получения денег на реконструкцию, и оба монастыря порушили древние фундаменты и стены, которые «помнили» историю, зато наладили производство товаров для паломников, возведя магазины церковных товаров на месте древних некрополей. ((
И если в Тыргшоре еще с почетом хранится надпись из храма, то в Комане никакого обещанного памятника (я слушала перебранку историка-профессора и настоятеля-отца Михаила! Я, как всегда, успела на самое интересное!) на месте первой постройки монастыря не наблюдалось. А только одни уродливые контрфорсы монастырской стены.

Но уже через пару дней (29 сентября) после возвращения меня так напрягла действительность, много всего навалилось по всем направлениям, что я помчалась в кассы Аэрофлота и купила билеты с 23 апреля по 2 мая. Загадывать на более поздний срок я не хотела, ждать следующей осени тоже. Билеты можно обменять, зима мне предстояла сложная, и очень было нужно, чтобы впереди маячил небольшой позитив. Как награда за прессинг в трудовые будни. Как кислородная подушка в течении года-мои краткие вылазки по России, так я объехала почти все Золотое Кольцо, исчезая на 2-3 дня, проникаясь нашими древними городами, кремлями и храмами. Но этого мало. Я хотела долгую весну, вспоминая нашу с Ольгой поездку в Прагу и Австрию. В Европе всё утопало в цветущей вишне, глаз радовала молодая листва и нежная трава, а когда мы вернулись, то это буйство цветения повторилось. А я всегда попадаю в Румынию, когда трава уже высохла и пожелтела. Надо и весну посмотреть.
Всяких желаний касаемо маршрута вначале у меня было много, но потом я решила, что еду просто погулять. Посмотреть на горы и поля. И мест, связанных с ВЦ, в этой поездке будет меньше.
Осенью мне так понравилось осматривать укрепленные церкви Трансильвании, что я захотела и в этом году продолжить с ними знакомство. На купленной карте-схеме были отражены все эти миленькие крепостицы, оставалось только выбрать и просчитать, как туда добраться.
Весной Ира работает. И мне предстояло путешествовать одной. Но я этому была рада. С Ирой мы дважды встретились в Брашове, вечером, когда я возвращалась в гостиницу, она заходила поболтать. Но в случае каких-то непредвиденных событий, она бы пришла мне на помощь.
Первым же местом, которое я хотела посмотреть, была крепость Энисала.


Она, если судить по румынской википедии, никак не связана с Владом, но несколько лет принадлежала Мирче. Построена византийскими купцами, позже ее перестраивают вездесущие генуэзцы, затем ей владеют турки с 1388 года, затем короткий валашский период1416-1417, тоже с перестройкой. Затем ей владеют турки и болгары, а румынской она стала после русско-турецкой войны 1877-78годов. И чудом сохранилась, т.к. была на тот момент полностью заброшена, как военная фортеция.
Я была очарована красотой фотографий и открывающихся видов, выложенных в сети, и решила там побывать. Задача была сложной. Деревня Энисала расположена на берегу двух озер Бабадаг и Разим, которые когда-то были заливами, но сейчас их отделяет от моря большое расстояние. Рядом (в 5 км) от расположен город Бабадаг, от которого до Констанцы(это уже просто центр цивилизации!) ехать полтора часа на маршрутке. Ну а сама крепость находится в 2.5 км от одноименной деревни!
Итак, я вначале должна была попасть в Констанцу!
Прямо из Аэропорта до Констанцы ехала маршрутка. 3.5 часа. Ира купила мне электронный билет, поэтому мне оставалось только найти машину.
И долететь.)) Самолет был перенесен на 9 часов утра, поэтому я выбежала из дома в 6, наперевес с кучей сумок и картиной(вышитым портретом ВЦ) в огромном пакете-первая маршрутка до аэропорта уходила в 06.15-а до маршрутки мне идти минут пять. Картина даже с минимальной рамкой не лезла в чемодан и должна была ехать в ручной клади. И я очень боялась неадекватной реакции наших веселых таможенников. Но все прошло как нельзя лучше. Из-за ремонта и открытия новых корпусов Аэропорта Шереметьево как-то все упростилось. А азиатский юноша помог мне перетащить чемодан от остановки до дверей. Я улетала в холод, было пасмурно и всего +3. Из-за облаков я почти до снижения самолета ничего не видела, но весенние румынские поля были такие же коричнево-серые, как когда я улетала в сентябре, и можно было представить, что с того времени прошло всего несколько дней. В здании аэропорта Отопени всё уже было знакомо, я обменяла деньги на первое время, купила булку и вышла на улицу. Боже мой! Это может оценить тот, кто много времени проводит в офисе. Воздух! Я встречала такой литературный штамп, что «воздух можно есть ложкой». Так вот это было именно то. Запахи молодой травы, цветущих кустарников, разворачивающейся листвы, мокрой после дождя земли гнал теплый южный ветер, сильный, как на берегу моря. Пронзительно яркое голубое небо, взлетающие самолеты. Это была свобода! Я вырвалась. У меня получилось. И впереди было еще 9 дней этой свободы и впечатлений. И можно на время забыть о проблемах. Я подстелила столько соломки, что мое отсутствие дома должно было пройти относительно легко. Маршрутка быстро нашлась. В дорогу. В Констанцу.

Констанца-Бабадаг.
Когда я выбирала отель, я четко прочитала «Виола», потом с удивлением обнаружила, что он называется «Вуаля». Отельчик располагался почти на самом берегу, был миленьким, маленьким и очень стильным. В стиле арт-нуво, с коваными предметами интерьера, росписью по стеклу и светильниками на ресепшен в духе Луиса Тиффани. Из окон верхнего этажа открывался вид на море, старый город и пустой еще пляж. Я успела добраться до гостиницы буквально за 10 минут, как началась гроза, от которой маршрутке удалось умчаться. Номер был маленький, уютный, хотелось завернуться в одеяло и проспать часов 10-12, и, засыпая, слушать, как колотит по крыше дождь и кричат за окном чайки. Из моего окна была видна лишь часть соседней стены, увитой плющом, и кусок грозового неба.







Билет на Бухарест я уже купила, поэтому следующий день могла полностью посвятить путешествию в Энисалу. Расписание автобусов на Бабадаг я узнала заранее, но добираться до автовокзала Констанцы я решила на такси. Водитель почти не опоздал, и мы поехали. По дороге он выяснил, куда и зачем я еду. И сразу предложил не ехать на автовокзал, а за 65 евро ехать сразу в крепость. Мне не понравилась цена, ведь кроме дороги(около 2 часов пути на такси стоят в Румынии дороже) есть еще и ожидание, за которое берут деньги. И немалые. И отдавать порядка 100 евро непонятно за что я не хотела. Но было одно «но»-я не знала, как от Бабадага добираться до Энисалы.


ПРОДОЛЖЕНИЕ В КОММЕНТАРИЯХ! Фоторгафий МНОГО.

@темы: Румыния, Путешествия, Османская империя, Балканы

21:35 

Всегда считала сбор паззлов-занятием для бездельников-уж слишком много времени тратится. Но тут соблазнилась. Как раз в доме, на фотографии, где антикварная лавка и купила коробочку. Пусть она и много места занимала. А потом сидела собирала. По чуть-чуть. На долгое сидение нет времени. Но всем понравилось. На работе одна знакомая дама(особа весьма почтенная), обожающая Баварию, императрицу Сисси и Людвига с его лебедями, вывесила два огромных полотна с видами Альп. Украсила, вроде как. И я наверное тоже отнесу на работу. Выглядит не менее симпатично.

@темы: Румыния

21:14 

Я вернулась из Румынии!

Программы минимум и максимум выполнены полностью! Всем страждущим и пока еще не знающим о подарках привезены цветочки аленькие-еле всё приволокла. Хотя я не загадывала слишком много, везение в поездке было просто потрясающим. Во время обеда в Сигишоаре(в желтом домике с фреской над моим столиком-ну как обычно))) я осталась в ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ, в СЕЗОН и ДНЁМ в ресторане совсем одна с едой и вином, а остальных посетителей "попросили" уйти. И я сказала посмеивающемуся официанту, который отметил, что у меня сегодня хороший день, что русские говорят в тех случаях, когда все очень хорошо "Просто зашибись!", и официант ушел, тоже со вкусом повторяя по-русски "Просто зашибись!" И вот под этим девизом прошла вся поездка. И в виде вишенки на торте час назад смс-нул телефон и написал о выдаче задержанной за 2 месяца зарплаты.

@темы: Путешествия, Румыния

13:27 

"Повесть о Дракуле-воеводе."

Итак, я домучила картинку к очень понравившемуся рассказу Мариты Зотовой "Повесть о Дракуле-воеводе". Такому альтернативному развитию событий, если бы Влад прожил еще 30 лет. Повесть здесь. samlib.ru/m/marita/dracula.shtml . А рисовала я вот к этой сцене, несколько режиссируя её. Ведь есть автор сценария, а есть режиссер. У меня никак не выходила девушка блондинка, и я нарисовала, как мнилось, а вышло(при разборе мат. части), что она могла бы быть очень похожа на то, что изобразилось. В душе и прошлом я фикрайтер. Но фикрайтер не просто заимствует чужие мысли и образы, а только те, с которыми согласен, которые кажутся ему единственно верными. И с их помощью он выражает свои идеи.

– А верно ли… – княжна смотрела ему прямо в глаза, не опуская ресниц, – верно ли говорят, что вершишь ты в своем господарстве суд скорый и справедливый, и всякий может тебя об этом суде попросить?
– И здесь не обманываешься, княжна. О чем просить меня хочешь? – отставив в сторону кубок, Влад склонился к ней, так близко, что мог рассмотреть крохотные бисеринки пота на висках ее, сбегающие из-под кромки волос. – Проси – все сделаю для тебя.
– Через неделю – свадьба моя, господарь, но сердце мое не лежит к ней, хоть и, послушная я воле отца, согласна была на нее… спервоначалу – согласна… – отрывисто выдохнула княжна, не отрывая от него взгляда, – сейчас же – не могу, господарь… не люб мне жених мой, сын твой единокровный, другой мне люб… Как подумаю, что под венец с другим – руки на себя наложить хочется…
«Не доглядел! – с какой-то отчаянной злостью взметнулось в мыслях у Влада. – Попортили мне девку, пока Михня ворон считал! Вот только кто, она ж из покоев своих, как приехала, не выходила…»
– Кто он, княжна? – обманчиво-ласково произнес Влад. – Дружинник мой, или из прислуги кто?

Вот моя картинка к ПОСЛЕДНЕЙ фразе.))) Таким дооообрым голосом спрашивает.))) Мысленно колья остругивая.


запись создана: 08.03.2017 в 21:15

@темы: Литература, Графика, Влад Цепеш Дракула

23:02 

Подарок. Хвастаюсь.

А вот, что мне подарили! ))) Неожиданно и приятно. Катя давно хотела придать черно-белой гравюре цвет и объем. Но вышло это только сейчас.
Из всех известных портретов, крипто- и не только, этот один из наиболее достоверных. Нарисован при жизни(я не считаю, что это изображение и портрет из Амбраса срисованы с одного единого оригинала), и саксонцам не было смысла что-то менять. Для 43 лет, выглядит не очень, очень мягко говоря.
Мне больше по душе портрет из Вены(потому что я его сама и добыла, и лицо там совсем нормальное, без анатомических перекосов), а про эту гравюру Сима в свое время сказала "Похож на пожилого Д'Артаньяна!" И это меня заставило взглянуть на изображение иначе.))
И да, картина маленькая(как я хотела). 14х20 см. Нарисована маслом на доске.

И еще. Поиски Дракулы можно вести и в Москве-надо знать места.)) Собственно Катя этим подарком меня поблагодарила за проделанную работу.) Если будет возможно что-то сказать-скажу.





PS. Веники (для желающих) лежат у выхода. ;-)

@темы: Влад Цепеш Дракула

17:51 

Укрепленные церкви Трансильвании.

Возможно, кому-то пригодится. Отсканировала карту с крепостями. Карта кликабельна, это превью.
Экскурс в историю. Эти земли в 1211 году были переданы в дар Тевтонскому Ордену венгерским королем Андрашем II Крестоносцем(папенькой Белы IV и дедушкой святой Маргиты(на её острове мы были)) для защиты границ от половцев . Тевтонские рыцари строят множество замков и переселенцы из Священной Римской империи заселяют территорию. Исповедуя, разумеется католичество. Саксонцы переживают шесть нашествий татар (1241-1242 гг, 1278, 1284-1285, 1335, 1344, 1345). Несмотря на то, что тевтонцы покинули этот район, немецкие поселенцы оставались здесь до двадцатого века. До ВОВ, если точнее.
Красненькими кружками я пометила "обследованные" крепости. В этом году у меня были Кристиан, Чиснэдие, Чиснэдиоара, Прежмер, Хырман(там у буквы а есть крючок над головой, читается, как "ы"), а вместо довольно приличной Аркиты, затесалась крепость Саскиз-чудесненькие развалины на горе.
А ранее были и Рышнов, и Бран, и Рупя. Конечно, аж дважды Медиаш. На второй карте хорошо видна башня со скошенной крышей, куда я все же попала!
Первую карту пришлось чуть ужать. Скан есть в большем разрешении.





@темы: Румыния, Путешествия, Балканы

18:54 

Бабочка.))


А вот что у меня есть! )))
Год назад в октябре на кладбище в Сигишоаре(какой рассказ!) присела погреться на камни бабочка-адмирал. Старенькая уже, потрепанная с ободранными крылышками. Дело было уже вечером...
Ну и... вотъ.)))

@темы: Путешествия, Румыния

19:41 

Иллюстрация от Фьоре.

Замечательная картинка к повести Мариты "Сказание о Дракуле Воеводе". Повесть представляет собой альтернативную биографию главного героя, который проживает долгую жизнь, но для читателя образ остается узнаваемым. Каноническим, так сказать.

запись создана: 11.12.2016 в 20:50

@темы: Влад Цепеш Дракула, Графика

23:04 

О книге Костовой и о том, следует ли ее читать.

Собственно, пост почти для одной Татьяны. Читать такие книги НАДО. Руководствуясь разными соображениями. Для начала-если таких писателей считать врагами, то врагов надо знать "в лицо".)) Стокера мы же прочитали? Или и его оцениваем, как Рабинович из анекдота?
Книга Костовой написана ОЧЕНЬ интересно. Писательница хорошо изучила матчасть и смогла создать атмосферу достоверности.
Если бы она еще и исторический роман написала, то цены бы ему не было. А пока довольствуемся тем, что имеем, без надежды на драйв и эмоции.
Читать временами действительно было страшно.
Но за что я могла бы поблагодрить Костову-она передала состояние человека, отправившегося в Румынию, мне было близко и понятно то, о чем она писала(если отбросить вампирскую тему в сторону). Как человек, который довольно много путешествует, я могу сказать-с каждой страной, городом-не обязательно румынским складываются отношения. Почти мистические.(Например, у меня никак не сложились "отношения" с двумя Новгородами(Нижним и Великим).))) Не поездки, а катастрофы.)) Когда все идет наперекосяк, хотя вроде бы все спланировано.)
Такая же активная "нелюбовь" сложилась с Парижем. А какие-то города принимают тебя. как дорогого гостя, раскрывают свои тайны, дарят подарки. Это не только люди, которые тебе помогают, это все вместе-сами города, природа, погода, сопутствующая удача(или неудача), всякие знаки(ну это есть и никуда это не деть, другое дело, замечать или игнорировать), транспорт и достижение или недосягаемость поставленной цели(задачи). И вот у Костовой это есть.
Конечно, можно(и даже нужно) приехать в страну, нагрузившись путеводителями, но тут сильно потеряешь на атмосферности. Тут нужна разумная середина, чтобы не пропустить интересные артефакты(раз уж доехали) и не потерять очарование путешествия в средние века или в мир, который больше существует в голове.
Что же касается Дракулы-вампира, то у Костовой это как бы способ объяснить, как он дожил до наших дней. На то это и фэнтези. А вот ЧТО делает Дракула? Эт гораздо интереснее! Он собирает книги о себе! И вербует себе "работников". Кто будет его прославлять и приносить ему пользу. Кто как может.)))
Собственно, для этого герой мог бы и не быть вампиром. У каждого "работника" в свое время он ненавязчиво появится в жизни. А когда исчезнет... сложно сказать.
Кто-то занимается темой Дракулы десятилетиями. У Костовой тоже были библиотечные работники в разных странах, пытающиеся собрать древние исторические документы на данную тему.

13:07 

Ошибки надо признавать.

Касаемо подвалов в Тырговиште. Посмотрела схему, которую же сама и приводила. Ну да-это подвалы не Мирчи, а Петру Церцела. Но мы так хорошо там отдохнули и поржали. На улице было почти 40 градусов жары, а там прохлада. И мы-Аня, Вера и я нашли себе метечко пожевать яблоки и попугать хохотом других туристов.




И замечание от постороннего читателя, коей я собираю ВСЕ книги о Дракуле-о вампире, о князе, историческое, псевдоисторическое и всякую чушь без разбора. Для коллекции я купила и книгу Светланы Лыжиной. Не читала, посему ничего сказать не могу, иллюстрации мне очень нравятся. Они "созвучны" тем фрагментам, к которым нарисованы.
Итак, читательницу заинтересовало имя одной из героинь. Луминица. Крестьянка. Обычно автор всегда имеет героя, не всегда главного, через которого он выражает свое альтер эго. Выражает и ладушки, я же в сюжет не вникала. Ну и вдруг на фоне громкого и временами непрывного клеймения "невест"(ведь больше делать нефиг) на форуме, вылезает такое.
Знакомая девушка была удивлена выбором имени-весьма непопулярным в Румынии, но это сейчас, возможно в старину было иначе, но ведь есть и другие румынские женские имена.
А потом прочитала имя автора и всё поняла. Луминица-это эквивалент имени Светлана. А героиня-является самой любимой женщиной князя, не смотря на низкое происхождение. Он за ней ухаживает(эпизод с клубникой-опять-таки не читала, но не о том, склероз-клубнику, как культуру разводят 500 лет, и начинается это с Европы(Франция)), добивается ее ответных чувств, причем не сразу и любит ее одну настоящей любовью, "много описаний секса"(не я сказала). Пересказанных эпизодов мне хватило, чтобы посмеяться и не пожелать почитать.

ЗЫ. Че там с колоколом? Бум признавать, что были не правы? Х)))

@темы: Румыния, Литература

01:40 

Надпись из Тыргшора и Стрэжнику.

В Тыргшоре Влад Цепеш построил церковь, освященую 24 июня 1461 года. Об этом не осталось ни одного документа, за исключением поврежденной каменной надписи, случайно найденной возле церкви Strejnicu.
„Cu mila lui Dumnezeu, Io Vlad Voievod şi Domn a toată Ţara Ungrovlahiei, fiul marelui Vlad Voievod, a zidit şi a săvârşit această biserică, iunie 24, în anul 6969 (1461), indictionul 9”.
Милостью Божьей, Влад воевода и господарь всей земли Унгровалашской, сын великого Влада воеводы, построил и завершил эту церковь, июнь 24, в году 6969 (1461).
Надпись чудесным образом сохранилась в селении Стрэжнику, расположенном в 4.5 км от монастыря Турну. Где ее хранили около 40 лет, изъяв из монастыря Турну в 1886 году, как строительный материал. Единственная информация о судьбе плиты до апреля 1924 года записана со слов священника из Стрэжнику, и более ничем не подтверждается. Но спорить и не хочется, да и незачем.
Мы с Ирой приехали в Тыргшор, я отфоткала поруганные косточки и стены бывшего господарского двора. Нас встретил священник и прям спешно повел в музей, сетуя на то, что не знал о гостях, иначе распорядился бы об обеде. Как компенсацию за этот промах он подарил нам две банки мёда(собранного с древних погостов) и лично намыл крупного винограда. Это все досталось Ире. Я попросила ее перевести вопрос о неприкаянных руинах, которые лежали под откосом, но она сердито проворчала, что я хочу с ним поругаться. Как бы догадавшись о теме нашего разговора, священник сказал-что архитектор ДУМАЕТ о судьбе тех руин, как можно и где их красиво разместить. Мда уж…
Итак. Надпись теперь вернулась «домой». Вот она.






Посещение Тыргшора было последним намеченным местом, я прощалась с Ирой и должна была ехать в гостиницу, но мне хотелось чего-то еще. Быть рядом и не увидеть?!
Стрэжнику!
Едем туда. Увидеть, где эта плита хранилась, пока ее не нашел среди хлама на заднем дворе молодой Дину Джуреску. И наш шофер покладисто согласился.


Церковь нумер раз. Но нам нужна не она. Это относительно современная церковь апостолов Петра и Павла. Она сейчас главная.

А вот то, что нам нужно. Церковь Николая Чудотворца.

В 2011 году она выгдядела вот так. И вероятно, при Джуреску тоже. Ремонтировали ее давненько.

Но вот, снова приделан козырек с колоннами, над которыими видна фреска с изображением святого Николая.

Обошла церковь вокруг.(Вдруг еще чего найдется в этом бардаке? )) ).

Ира хмыкнула «Почтили память плиты!» )))) Почтили!

А вот(рассмотрела не так давно)-кусочек могилы того самого настоятеля, сохранившего плиту PR. ALEX. AL. POPESCU

А вот, несколько чужих снимков церкви изнутри. Т.к. она была закрыта. Закрыто было все и везде. И странно, что на территорию можно пройти свободно.







17:34 

Передайте Татьяне!)))

Про розочку, которую на рисунке Влад дарит Илоне.)))
Розочки такого типа(чайно-гибридные-это один цветок на длинном стебле) появились в конце 19 века! Опытные Призракоманы с Призрачного форума изучили вопрос досконально! ДО этого времени розы дарили барышням плетистые-короткие, похожие на шиповник, но с намного более густыми цветками, где нередко много цветов на 1 ветке(их лучше оформить в корзиночку или в миниатюрный букет). А арестант, если и умыкнул в саду Матьяша розочку, то именно такого плана.)))

ЗЫ. Че-то меня от такого обилия чужих рисунков потянуло взмахнуть крылом карандашом. Х))) И тоже про первую встречу. Вот Вера ничего про женщину из прошлого не писала(((, а надо было бы. Клип ведь построен на противопоставлении-прошлого и реального времени, надо бы про девушку. Но это так...

@темы: Влад Цепеш Дракула, Графика

16:24 

Я вернулась.

Вчера я вернулась из Румынии. Торжественно-печально осознавая, что возможно-это мое последнее туда путешествие. Так много я увидела, так много я разочаровалась в увиденном-тут рулят Комана и Тыргшор(хотя надпись теперь там в музее), заехала в Стрежнику-посмотреть на другую церковь, которая эту же надпись спасла. Не этого я ждала от реконструкции двух монастрыей, несколько лет за ней наблюдая-не варварски загубленной старины. То, что сделано-сделано надолго. Больше, чем моя жизнь. И там мне теперь совершенно нечего делать. Я осмотрела много укрепленных церквей(Кристиан, Чисныдие и Чисныдиоара, Прежмер и Хырман)-раз уж книга вышла, и это было бы прекрасно, если бы не холод с дождем, неожиданные в сентябре. Поужинали традиционно в желтом домике Сигишоары-и традиционно в пустом зале глубоким вечером, под фреской. Залезли на гору в саксонскую крепость Саскиз, недалеко от которой стоит башня-сестра(ну почти!) Сигишоарской башне совета. С Ирой мы нашли продолжение(за ручьем) дороги в Бран из Оратии-тут бы я полазила еще и еще, но Ира наотрез отказывается ехать дальше, напуганная соседством медведей(наличием их следов). Очень порадовала Говора. Просто лучик света-эта добрая матушка Херувима, хранительница древнего колокола(речь о колоколе Влада). Но если новая поездка случится, то время года будет другое и маршруты тоже.

@темы: Румыния, Путешествия, Влад Цепеш Дракула

12:42 

Тыргшор от отктября 2013 года.

Итак, други мои, совершим путешествие во времени, и отправимся в 2013 год. Написан пост был давно, но выкладывать не хотела, ждала каких-то событий, новостей, что вот, восстановят господарский двор навроде как Рупю или Поэнарь. Восстановили... ага... законсервировали. Для следующих поколений. На развалинах господарского двора, я находила глубокие круглые дыры Д=50см, покрытые щитами, которые переворачивала, пока на змею не натолкнулась. Это были
заготовки для фундамента, как оказалось. Т.е. под настроенными домами фундаменты господарского двора должны быть целы-культурный слой(чего я не могу, увы сказать о фундаменте церкви ВЦ в Комане) и будут ждать... Ждали же 500 лет.((
Очень рада, что я это видела. Не люблю причесанные и вылизанные памятники. Руины-это остаток прежнего, живого...(мертвого), но настоящего, а такие здания-что-то навроде набитого чучела, муляжа.

ziarullumina.ro/targsoru-vechi-o-cetate-noua-a-...

stiriactuale.ro/basarabia/15740-jurnalisti-basa...

Попробую продолжить.Вот план этого населенного пункта.

На съемке 2013 года видна церковь св. Николая, руины фундаментов господарского двора и Белая церковь(правый нижний угол), руины Красной церкви и заброшенный особняк Морузи должны быть в верхнем и левом углу за пасекой, но на скрин не попали.
Вот в это время мы с Ирой и приехали сюда. Транспорт по доброй воле в эту глушь не ходил, поэтому мы договорились с водителем, приехать за нами через часа 4.

А это еще задолго до моего приезда, т.к. все расчищенные руины к тому времени поросли бурьяном. Фотография не моя.

И ведь было неплохо. Это снова не мой снимок. Но теперь этих видов не будет никогда.

Знаменитая уже теперь надпись.

„Cu mila lui Dumnezeu, Io Vlad Voievod şi Domn a toată Ţara Ungrovlahiei, fiul marelui Vlad Voievod, a zidit şi a săvârşit această biserică, iunie 24, în anul 6969 (1461), indictionul 9”.
Милостью Божьей, Влад воевода и господарь всей земли Унгровалашской, сын
великого Влада воеводы, построил и завершил эту церковь, июнь 24, в году 6969 (
1461)
Эта надпись уцелела чудом, в соседнем селе со странным "звучащим" названием Стрэжнику, как непригодная для стройматериала среди отбросов.

В начале 20 века, уже трижды перестроенная последующими правителями церковь выглядела все равно ужасно. Вот так.

Не в пример очень похожей по размерам и архитектуре церкви св. Ильи в Сучаве, построенной Штефаном. И никакого козырька не пристраивали.

И последний снимок, позволяющий понять, что где находилось. Хочу обратить внимание, что возле Белой церкви-не укрепление берега, а вполне себе нормальное строение со стенами.

Продолжу в комментариях. Уже своими фотографиями.

@темы: Румыния, Путешествия, Влад Цепеш Дракула

23:13 

Церковь.

Апд.
Сегодня по случаю больничного отправилась на дачу за грибами и снова прошла по деревне. Проинспектировать строительство. Сетка-рабица была опущена и я подошла к церкви. Окликнула парней на колокольне-мол, можно посмотреть? Молодой человек по имени Женя спустился вниз и помог мне подняться по лесам внутрь храма. Охотно показал всё, рассказал, как будет. Потом помог спуститься. И сказал, что я ПЕРВАЯ, кого они пустили посмотреть внутрь. Кроме строителей и архитектора и церковных служителей.))) Что часто просят, но еще рано. Вотъ. Мне было очень приятно.

Кому что непонятно, вопросы в личку. Тэгом к этому посту могло бы стать слово "кирпич", но не в своем обычном значении. А в бумажном.
Её всё же строят.

02.08.2015

26.05.2016

21.06.2016

Купол поставили в субботу перед Троицей, а уже потом грянул ливень с градом, не помешав работам.
А во вторник я решила идти через деревню, и хотя приехала очень рано, заметила изменения. Навстречу шел ужасно довольный рабочий, который хотел поделиться хоть с кем-нибудь, что они поставили кресты вот только что.
А будет так.

запись создана: 22.06.2016 в 20:45

17:44 

)))

Татьяна Залевская, я не возражаю, что Вы используете материалы из моего дневника.))
Это не возбраняется никому. Дневник создавлся исключительно для привлечения интереса к личности Влада и тиражирования найденных материалов. Чтобы увидели и захотели поехать в Венгрию или Румынию.
ЗЫ.Ваши рисунки мне очень нравятся. Они стильные и похожи на средневековые гравюры. И совершенно потрясающе передается движение.
Этот Ваш рисунок особенно мне мил.)

Но пока я порылась в материалах, рассмешило сходство поз. Либо трагическим персонажам карт не хватает, либо кандалов у игроков.

@темы: Матьяш Корвин, Графика, Влад Цепеш Дракула

Skrytyi Polzovatel

главная