Пост большой. Продолжение и фотографии в комментариях.
Поездка в СПБ задумывалась еще в ноябре. Гостиницу я забронировала заранее с хорошей праздничной скидкой и легко купила билеты. Но маршрут стал ясен после 15 декабря. После передачи «ЖЗЛ. Дракула.» На передачу позвонили туристы, посетившие в Питере особняк купцов Брусницыных, где якобы находится зеркало графа Дракулы(привет Стокеру!), и где якобы пропадают люди и водится какой-то полтергейст или призрак. Как было пропустить такое? Оказалось, что экскурсия эта(которая происходит далеко не каждый день, при наборе группы энтузиастов) будет как раз в день моего приезда. Начало в 15.30. В сумерках для этого времени года и места. Два билета выкупила заранее Лео, и осталось только дождаться нужного дня и часа.
И вот мы уже находимся на пересечении Косой линии и Кожевенной и идем к особняку.
www.wmos.ru/piter/detail.php?ID=6090
Вот по этой ссылке можно почитать про зеркало. Откровенный вздор. Куда пропал зам. директора завода в годы советской власти-это понятно. Призраки и зеркала тут ни при чем, нечего на них все валить, наверняка «призраки» носили кожаные куртки и бушлаты. Что жизнь возле кожевенного производства плохо сказывалась на здоровье обитателей особняка-это тоже нормально.
Но взглянуть было все равно любопытно.
Нас завели не с парадной лестницы, а через проходную, пройдя через покрашенные современной краской коридоры, но с романтически обвалившейся штукатуркой и дранкой на потолке, мы вошли в залу. На потолке не дерево, а гипс, крашеный под дерево, но двери вполне себе деревянные, ручки где и отсутствовали, так потому, чтобы не украли туристы «на память». Особняк «жив», но стар и болен, но это не отреставрированная «мумия», где все заменено на новодел. Мне ужасно нравятся такие места.
Про Брусницыных я слушала мало, они были меценаты, заботились о своих рабочих, сиротах и имели характерную купеческую душу с российским размахом(что характерно для людей, выбившихся из низов и заработавших немалые деньги). Замечательна история, как приехав в Стокгольм закупать оборудование один из братьев Брусницыных, так пленился яхтой наследного принца, что потребовал её ему продать, иначе он откажется от весьма внушительного заказа. И яхту продали. На ней никто из Брусницыных никогда не плавал, они всем семейством страдали морской болезнью, и насладиться прогулкой по водам Невы никак не могли. Меня же порадовало название яхты «Астарта»…(как оно все тесно переплетается).
22sobaki.livejournal.com/4348.html
Про яхту и зеркало можно посмотреть еще тут.
Экскурсия шла своим чередом. Я не стану рассказывать о жизни купцов, есть статьи более содержательные в сети. Но люди наконец спросили: «Где тут зеркало??? Какое из этих?» ))))
Тут я насторожилась. А никакое. Собственно полтергейст по словам гида искали в особняке с помощью экстрасенсов, который что-то чувствовал, навроде смеха детишек и присутствия большой семьи, но и только. Зеркала он не нашел. Вернее нашел в кладовой осколок какого-то зеркала, и будучи под впечатлением, швырнул его об пол, мол от него исходит зло… Если учесть, что в 15 веке зеркала были совершенно иными, небольшими, невзрачными, то нагородили сказку на сказке. Кто же ходит по особняку. Ходит призрак-дедушка. Скорее всего это Николай Макеевич Брусницын. Присматривает за домом своих детей. Гид сказала, что один из охранников здания его видел, но охранник, подтвердив это, наотрез отказался рассказывать. Его напарник радостно при этом хихикал. Возможно это и правда. Обычно там, где никого нет, «свидетели» рассказывают охотно и много, кто кого и когда увидел. Еще из информации, уборщица(нерусская женщина) ужасно боится убирать этот особняк, и для моральной поддержки берет с собой кошку. Которая и выказывает признаки беспокойства, как на присутствие чужих людей. Я лично ничего не почувствовала. Но круги мне сфотографировать удалось. Правда, когда я оставалась совсем одна. Гид гасила свет и вела группу в следующий зал, и я попросила Лео закрыть дверь в комнату, чтобы мне не мешали. И симпатичный круг появлялся.
Замечательный переход, похожий на венецианский «мост Казановы» вполне функциональный, по нему можно(но не пускают) пройти в здание заброшенного завода, где сохранились станки с дореволюцион-ных времен. Т.е. купцы могли не снимая домашних тапочек и халата, ходить на производство.
Пройдемся по особняку.
Поездка в СПБ задумывалась еще в ноябре. Гостиницу я забронировала заранее с хорошей праздничной скидкой и легко купила билеты. Но маршрут стал ясен после 15 декабря. После передачи «ЖЗЛ. Дракула.» На передачу позвонили туристы, посетившие в Питере особняк купцов Брусницыных, где якобы находится зеркало графа Дракулы(привет Стокеру!), и где якобы пропадают люди и водится какой-то полтергейст или призрак. Как было пропустить такое? Оказалось, что экскурсия эта(которая происходит далеко не каждый день, при наборе группы энтузиастов) будет как раз в день моего приезда. Начало в 15.30. В сумерках для этого времени года и места. Два билета выкупила заранее Лео, и осталось только дождаться нужного дня и часа.
И вот мы уже находимся на пересечении Косой линии и Кожевенной и идем к особняку.
www.wmos.ru/piter/detail.php?ID=6090
Вот по этой ссылке можно почитать про зеркало. Откровенный вздор. Куда пропал зам. директора завода в годы советской власти-это понятно. Призраки и зеркала тут ни при чем, нечего на них все валить, наверняка «призраки» носили кожаные куртки и бушлаты. Что жизнь возле кожевенного производства плохо сказывалась на здоровье обитателей особняка-это тоже нормально.
Но взглянуть было все равно любопытно.
Нас завели не с парадной лестницы, а через проходную, пройдя через покрашенные современной краской коридоры, но с романтически обвалившейся штукатуркой и дранкой на потолке, мы вошли в залу. На потолке не дерево, а гипс, крашеный под дерево, но двери вполне себе деревянные, ручки где и отсутствовали, так потому, чтобы не украли туристы «на память». Особняк «жив», но стар и болен, но это не отреставрированная «мумия», где все заменено на новодел. Мне ужасно нравятся такие места.
Про Брусницыных я слушала мало, они были меценаты, заботились о своих рабочих, сиротах и имели характерную купеческую душу с российским размахом(что характерно для людей, выбившихся из низов и заработавших немалые деньги). Замечательна история, как приехав в Стокгольм закупать оборудование один из братьев Брусницыных, так пленился яхтой наследного принца, что потребовал её ему продать, иначе он откажется от весьма внушительного заказа. И яхту продали. На ней никто из Брусницыных никогда не плавал, они всем семейством страдали морской болезнью, и насладиться прогулкой по водам Невы никак не могли. Меня же порадовало название яхты «Астарта»…(как оно все тесно переплетается).
22sobaki.livejournal.com/4348.html
Про яхту и зеркало можно посмотреть еще тут.
Экскурсия шла своим чередом. Я не стану рассказывать о жизни купцов, есть статьи более содержательные в сети. Но люди наконец спросили: «Где тут зеркало??? Какое из этих?» ))))
Тут я насторожилась. А никакое. Собственно полтергейст по словам гида искали в особняке с помощью экстрасенсов, который что-то чувствовал, навроде смеха детишек и присутствия большой семьи, но и только. Зеркала он не нашел. Вернее нашел в кладовой осколок какого-то зеркала, и будучи под впечатлением, швырнул его об пол, мол от него исходит зло… Если учесть, что в 15 веке зеркала были совершенно иными, небольшими, невзрачными, то нагородили сказку на сказке. Кто же ходит по особняку. Ходит призрак-дедушка. Скорее всего это Николай Макеевич Брусницын. Присматривает за домом своих детей. Гид сказала, что один из охранников здания его видел, но охранник, подтвердив это, наотрез отказался рассказывать. Его напарник радостно при этом хихикал. Возможно это и правда. Обычно там, где никого нет, «свидетели» рассказывают охотно и много, кто кого и когда увидел. Еще из информации, уборщица(нерусская женщина) ужасно боится убирать этот особняк, и для моральной поддержки берет с собой кошку. Которая и выказывает признаки беспокойства, как на присутствие чужих людей. Я лично ничего не почувствовала. Но круги мне сфотографировать удалось. Правда, когда я оставалась совсем одна. Гид гасила свет и вела группу в следующий зал, и я попросила Лео закрыть дверь в комнату, чтобы мне не мешали. И симпатичный круг появлялся.
Замечательный переход, похожий на венецианский «мост Казановы» вполне функциональный, по нему можно(но не пускают) пройти в здание заброшенного завода, где сохранились станки с дореволюцион-ных времен. Т.е. купцы могли не снимая домашних тапочек и халата, ходить на производство.
Пройдемся по особняку.
Парадная дверь, где заменили лишь хозяйский вензель на серп и молот.
Парадная лестница. Откуда небольшой коридор вел в парадный зал и небольшие комнаты.
Хорошая вспышка не дает почувствовать атмосферу дома, поэтому я снимала на два фотоаппарата.
Так гораздо интереснее. Ну понятно, о чем я. ))
Далее пройдем в зал.
Над парадным входом и в эркере располагалась небольшая восточная комната.
Удачно вышла только люстра.
Из зала еще одна дверь вела в парадные покои, аж с двумя зеркалами на противоположных стенах. И в этой комнате почти по-булгаковски сгинул зам. директора завода. Ну и ладно. Было за что, я думаю.
Зеркало на другой стене. Тканые обои сохранились с 19 века.
Потолок и еще одна замечательная люстра(люстры и рамы со стеклами сохранились с тех времен!). Вид из эркера, выступающего на Кожевенную линию. Вид на завод не слишком красивая картина.
И еще одна дверь из бального зала вела в непонятный кабинет со множеством дверей: и в арендуемую часть здания, и в зимний сад, и приспособленную под современные нужды часть особняка.
Часть фотографий не моя.
Здесь виден выход в зимний сад.
Относительно всех огромных шкафов и буфетов от гида был наказ-дверцы не открывать!)))
Но шкафчики были такие немаленькие-метра по 4 в высоту.
Так выглядит потолок в некоторых коридорах.
А мы пройдем в Зимний сад, где в советское время была химическая лаборатория. За Зимним садом был приличный обычный сад, где сейчас царит полная разруха.
Из Зимнего сада, а также из небольшого коридорчика возле прихожей можно попасть в бильярдную, где наиболее сохранилась обстановка дома.
Это не шкаф, а дверь. Лео её и прикрыла. И я осталась одна.
На самом деле там очень сумрачно.
На шкафу. Сбоку от шкафа фортепиано.
В 2008 году я была в Михайловском замке БЕЗ ЭКСКУРСИИ, в комнату, где убили Павла, не пускали-была реставрация. И моя поездка в этом году была нацелена на особняк Брусницыных, на Михайловский замок, кладбище 18 века(в сумерках), Лавру и музей пыток(где есть восковая кукла Д). А в Михайловском замке меня интересовала одна комната и только.
Я пришла к замку, гуляя не спеша по бесснежному городу, нарезая круг через Спаса-на-крови, через Михайловский парк с упитанными воронами на зеленеющих лужайках, чуть позже, чем хотела. Замок работал-проверила заранее. А мне администратор говорит-в покои Павла водят только с экскурсией, на экскурсии записываются за месяц, на них не попасть-т.к. их комплектуют организации, но можно и частным образом, но это в воскресенья и четверг(а был понедельник!), с индивидуальным гидом, и типа стоит 2 тысячи рублей. И тетка-администратор пишет мне телефончик-мол будете у нас в следующий раз-заранее предупредите... (выходит, лет через 5?!) Я говорю:"Значит можно идти гулять? Я все остальное уже видела." Тётка кивает, но я поняла, дай я ей 2000, она бы гида сразу бы нашла. А я билет еще не купила-вообще ничего не платила, только узнавала. Но и жалко, конечно. Сам билет стоит всего 150рублей. Я достала кошелек, надеясь на силу волшебных хрустящих билетов... И тут за моей спиной возникает милая девушка и толпа туристов. Она радостно говорит, что у неё в группе не хватает 4 человек-вместо 46 пришли 42, и что я иду с ними-она слышала мой разговор с администраторшей. Ничего платить не нужно. Я спрашиваю-и в спальню Павла?-да!, и туда и в домовую церковь архангела Михаила-туда тоже не пускают без экскурсий. Я ей говорю-давайте я Вам что-нибудь заплачу, она:"Да не надо, идите так!"
Нас передали экскурсоводам(а девушка ушла-она была лишь сопровождающая туристов), и я гида потеребила-где и куда вели лестницы. Там вообще нет ничего-всё перестроено. Одни двери заложили, новые прорубили... Новые стены поставили. Я послушала очень неплохую экскурсию. А в 2008 я информацию лишь читала с монитора.
Я подошла именно в то время, какое было нужно. Ни секундой раньше или позже. И не ушла, когда прочитала объявление. что экскурсий нет и не будет. А пошла настырно добиваться. Как же можно было меня не пустить, раз там и смотреть собственно нечего, да и платить такие деньги??? А я специально для этого приехала.)))
Ужасно довольная, я отправилась на кладбище( в ту часть, где похоронена Пушкина-Ланская-старый некрополь), половить круги, а потом в Лавру, подать записки и расставить свечки до службы.
Но кладбище уже закрыли-вечер. Но тут пришли еще несколько человек, мы немножко заплатили охраннику, и он снял замок и даже фонарь нам зажег у входа.)) Я там зависла примерно на час, вышла последняя, не ощущая никакого дискомфорта. Но со странным чувством, что на кладбище провели неслабую работу, по истреблению безымянных плит. Я там была в 2007 в декабре и просто искала место, куда поставить ногу среди непонятных плит и оград. А сейчас был простор, посыпанные гравием дорожки. Возможно, плиты им и засыпали. А что такие работы проводят регулярно, я знала еще и в прошлые годы, есть у меня снимок, где я держу в руке обломок свежерасколотой мраморной доски с душераздирающей надписью.((( Так что непонятно мне… ничего.
Дальше я пошла в Лавру и сделала всё, что хотела. Хотя служители изрядно осложнили жизнь прихожан, убрав все подсвечники у всех икон. А на крошечный канун можно было поставить, лишь дождавшись, когда прогорит чья-то свеча. Поэтому к святому месту выстроилась длинная очередь с уже зажженными свечами(мы сами изображали подсвечники), мысленно повторяя: «Гори, гори ясно!»
А мне надо было еще успеть до 20.00 в фарфоровый магазин. И народ стал неожиданно задувать свечи и складывать их на специальный поднос, чтобы их зажгли уже позднее. Поэтому я быстро поставила свою свечу, с удовлетворением отметив, что остальные стали зажигать именно от неё.
Дальше я опять довольная поехала добывать чашку костяного фарфора для Людки, которую продавали только в одном магазине при заводе. Это бог знает в какой глуши, и далеко от цивилизации. Линия Обуховской обороны, на набережной. Место, скажем, дикое. Безлюдное. Я вышла из метро, поняла, что надо спросить у местных, как добраться. Было уже темно. И обратилась к немолодой бодрой женщине.
Она сначала стала объяснять. А потом сказала, что проводит меня, мол туда сложно дойти. Даме оказалось 73 года, но по живости более 60 дать было нельзя. Мы прошли темный парк, заброшенное Щемиловское кладбище, путепровод(сам по себе неприятный с виду), пустырь и стройку, не встретив ни одного человека. И вышли на набережную, где сиял огнями магазин, и тоже было безлюдно. Продавщица буркнула, что такой чашки нет в продаже-я показала ей картинку из интернета. Как нет? Вот она стоит на полке! В магазине действовала праздничная скидка-20%. Цена подарка(а чашка была в подарок) сразу стала приятной. Потом эта Жанна Евгеньевна провела меня более удобной дорогой до метро.
Наевшись блинов в «Чайной ложке» я выползла в состоянии-нестояния Волка из м/ф «Жил был пёс», думая, как же устали у меня ноги. И менее чем через минуту подкатил автобус, который останавливался возле дверей моей гостиницы. Как варианты были автобусы идущие прямо по Лиговскому(тогда мне надо минут 7 еще идти вдоль Обводного канала) или бы я ожидала транспорт. А это был такой последний аккорд-подать карету до дома.
Дойдя до статуи Дракулы, гид рассказал про обеды среди кольев, коварных бояр и турок и отметил, что несмотря на все ужасы казней, простой народ Дракулу любил и уважал за справедливость.
Не похож, конечно. Но сделали все ж со знанием истории, что глаза светлые. И даже с косиной-это на одной фреске есть такое-где в кафтане и с саблей.))) Стоит скульптура весьма неустойчиво в непонятной позе. Одна пожилая толстая тетка, протискиваясь к гиду, чуть его не уронила. И подхватила его ниже спины... когда статуя закачалась, собираясь завалиться. Добрая тётка запричитала:"Ох, не упади!" и заботливо поставила ровнее. Я стояла чуть в стороне, как раз со спины, и видела. Там прям надо было добавить "милок", с каким чувством было сказано.))
Такая вот непонятная поза. Но сейчас чуть иначе развернута композиция, добавлен кол, а на пике другая голова.
Я кстати, ни одну статую потрогать не хотела. А народ с ними обнимается и фотографируется. Ну вот восковые часовые стоят в военной форме петровских времен. Это подобие, и мне было бы неприятно прикоснуться даже к их восковым пальцам.
Очень порадовала надпись. Вообще в Питере нередко читаешь вывески и улыбаешься. Например «Врач-офтальмолог. Заходи-увидишь!» или «Поворот с трамваем опасен!»
И очень порадовала европейская праздничная иллюминация города, которую сделали только к этому Новому году. Так что можно сказать, поездка была очень позитивной.
А вообще мастерски сделана, хотя и видно, что кукла, но без присущей многим изображениям гротескности.
А где же "шарик"?Дети из музея пыток настораживают и пугают О__о
Вот как сейчас. Скульптуру малость развернули. Голова на пике не какого-то гея, а вполне мужская.
Кукла понравилась, хоть и в ней и нет точного портретного сходства. Но вышла она приятной и, мне показалось, даже трогательной))
Восковые куклы многим неприятны, у нас в Овсянке такие есть у наших коллег, в доме-музее, где прошло детство Астафьева, и нередко экскурсанты их побаиваются. И ещё больше пугаются те, кто разглядит их снаружи, через окно.
У нас художник тоже делала несколько кукол, но не восковых, а из папье-маше с тряпичными туловищами. Те вызывали у посетителей гораздо более тёплые чувства. Но со временем и их мы убрали. Они были милые, сделаны без стремления скопировать изображение человека, и мне после этого долго их не хватало.